Ассоциация УРАН

Сервис видеоконференций WebClass

Cервис видеоконференций WebClass ( webclass.uran.ua ) предназначен для проведения через интернет видеоконференций (лекций, вебинаров, обсуждений и т.п.)

Сервис бесплатно предоставляется потребителям телекоммуникационных услуг сети УРАН. В остальных случаях сервис предоставляется платно по отдельному договору.

Количество одновременных видеоконференций Aбонплата, грн/мес
Максимальное количество пользователей в одной видеоконференции
50 100 150 200
1 113 203 371 484
2 338 608 1114 1451
3 450 810 1485 1935
4 506 911 1671 2177
5 563 1013 1856 2419
6 619 1114 2042 2661
7 682 1227 2250 2932
8 794 1430 2621 3415
9 907 1632 2992 3899
10 969 1744 3196 4165
11 1059 1906 3493 4552
12 1149 2068 3790 4939
13 1227 2209 4050 5278
14 1306 2351 4310 5616
15 1385 2493 4570 5955
16 1464 2635 4830 6294
17 1531 2756 5053 6584
18 1599 2878 5275 6874
19 1666 2999 5498 7164
20 1734 3121 5721 7455

Все тарифы приведены в гривнах, включая НДС 20%.

Коллектив Института магнетизма НАН и МОН Украины разработал инструкцию по использованию системы WebClass для администратора (ведущего) встречи, которую любезно предлагает посетителям нашего сайта.


Общие характеристики

Сервис организован на базе кластера из виртуальных машин в облаке URAN с возможностью наращивания ресурсов по мере возрастания потребностей у пользователей.

Имеются два основных режима использования:

  • онлайн-режим – интерактивные видеоконференции;
  • офлайн режим – просмотр записей из архива проведенных мероприятий.

Возможности сервиса:

  • многопользовательские аудио- и видеоконференции, общий и приватный чат и обмен файлами;
  • автоматическое переподключение при возникновении перебоев связи;
  • демонстрация работы программ с рабочего стола докладчика слушателям;
  • загрузка и показ презентаций в стандартных форматах;
  • учебная доска с виртуальной указкой;
  • функции подъема руки и выражения эмоций иконками;
  • функция записи лекции (доклада, презентации) с возможностью повторного воспроизведения (активируется по отдельному договору с резервированием дискового пространства из расчёта 110-300 МБ/ч записи).

Проводимые конференции не ограничиваются по времени. Не имеет значения, являются ли участники конференции пользователями сети УРАН или нет.

В режиме, когда участники конференции слушают доклад, система нормально обслуживает около 20-25 участников. Количество участников не ограничивается, однако если их число превышает 30, возможно ухудшение качества сервиса в случае одновременного проведения нескольких конференций на одном сервере.

Конференции могут быть двух видов:

  • открытые (public) – участником можно стать, зная время/дату и путь к проводимой конференции (например, по ссылке на сайте), но не зная пароля. Логин требуется обязательно - это идентификатор пользователя при обращении друг к другу;
  • закрытые (private)– участником можно стать, зная время/дату, путь к проводимой конференции и пароль. Как правило, организатор конференций рассылает письма с приглашениями на конференцию.

Роли участников конференции:

  • Организатор – имеет доступ к административному интерфейсу. Его права и обязанности предполагают:
    • Создавать новые конференции, удалять свои старые.
    • Назначать модераторов, менять и распространять пароль модератора и участника конференции.
    • Выполнять рассылку пригласительных писем по электронной почте участникам видеоконференции. Он может пользоваться как своим списком рассылки писем, так и mail-сервером, встроенным в сервис видеоконференций. В последнем случае пригласительные письма рассылаются автоматически и содержат все необходимые данные (время/дату, путь в виде URL, пароль).
    • Стартовать и останавливать свои конференции.
    Организатор конференции автоматически получает статус модератора при присоединении к конференции из административного интерфейса.
     
  • Модератор – имеет все возможности слушателя и докладчика. Из своего веб-интерфейса может осуществлять управление параметрами видеоконференции. В любой момент изменяет статус участников слушатель/докладчик. Модераторов на конференции может быть несколько, для этого организатор конференции должен сообщить им всем пароль модератора.
     
  • Слушатель – это участник конференции, который может слушать, писать в чате, общаться голосом и подключать свою веб-камеру, приближать отдельные фрагменты, чтобы лучше рассмотреть их, привлекать внимание поднятием руки (функция - поднять руку). Модератор может отключать микрофон слушателя, лишая его возможности участвовать в общей дискуссии.
     
  • Докладчик (ведущий) – имеет все возможности слушателя и, дополнительно, может загружать различные материалы для показа (например, документ Word или PowerPoint), управлять показом презентаций и демонстрировать другим участникам работу программ на рабочем столе своего компьютера. В любой момент времени докладчиком может быть только один участник конференции. Докладчика назначает модератор. Сам модератор автоматически получает статус докладчика при первом входе на конференцию. Значок, показывющий, кто из участников конференции в данный момент является докладчиком, виден всем участникам.
Минимальные системные требования для участников конференции

Для подключения к сервису участнику достаточно иметь:

  • компьютер (рекомендуется Dual-core CPU, 2ГБ ОЗУ) с любой операционной системой, поддерживающей современные веб-браузеры
  • доступ в интернет;
  • микрофон;
  • веб-камеру.

Требования к веб-браузеру: поддержка WebRTC, установленный Adobe Flash Player, дополнительно для докладчика - Java (для демонстрации экрана). Рекомендуемые браузеры - последние версии Google Chrome или Mozilla FireFox.

Требования к сети: пропускная способность приблизительно 1 Мбит/с на каждого пользователя, но величина зависит от

  • качества видеопотока: низкое 320x240 (0.25 Мбит/c),среднее 640x480 (0.40 Мбит/c), высокое 1280x720(0.60 Мбит/c);
  • количества участников;
  • используется ли параллельно чат и др.

Пример грубой оценки требуемой пропускной способности сети клиента, общающегося с 5 участниками:
трафик out = 1 Мбитс/c, трафик in: = 5 Мбит/c.

Как стать организатором видеоконференций

Организатором видеоконференций может стать представитель от организации, что является пользователем услуг УРАН.

Представитель организации регистрирует свою учетную запись на сервере webclass.uran.ua и направляет письмо-заявку с просьбой повысить права его учётной записи до организатора конференций в технический отдел УРАН на электронный адрес

Представитель организации, регистрируясь на сервере и направляя свое письмо-заявку, может использовать федеративный логин федерации PEANO.

Как создать видеоконференцию

Видеоконференция однократного использования

Организатор видеоконференций должен кликнуть в правом верхнем углу кнопку с изображением шестеренки, пункт меню "Invite other people". В открывшейся форме, если конференция предполагается открытой, следует установить галочку "public". Далее следует заполнить поля с названием, датой и участниками (система подсказывает известные почтовые адреса участников). Система автоматически рассылает приглашения участникам конференции.

Видеоконференция многократного использования

Организатор конференций должен кликнуть кнопку "Create a new space". В открывшейся форме, если конференция предполагается открытой, следует установить галочку "public". Далее следует заполнить поля: название, идентификатор, примечание и сохранить форму. В созданном рабочем пространстве ("space") в закладке "Web Conference" нажатием кнопки "Invite other people" запускается форма, аналогичная форме видеоконференции однократного использования, где следует заполнить поля с названием, датой и участниками.

Конференцию можно повторить, изменив соответствующие поля.

Организатор конференций может оставить созданное рабочее пространство для повторного использования одной и той же группой участников или удалить его в закладке Admin, Other options, Disable this space.

Как стать участником конференции

Будущему участнику не нужно предварительно регистрироваться на сервере. Он получает приглашение на участие в конференции по почте как ссылку на веб-ресурс. В ссылке имеется вся необходимая информация для присоединения к конференции (адрес сервера и название виртуальной комнаты). Участник должен в указанное время кликнуть по ссылке. Сервер предложит форму с двумя опциями:

1 I'm a member of this website (Email or username/Password),
2 I don't have an account, I will join this room as a guest (Your full name)

Если участник уже имеет на сервере акаунт какого-либо типа (модератора, администратора или слушателя), то он вводит свои username/Password и получает соответствующие права и возможности.

Если участник не имеет акаунта, то он заполняет поле в форме «I don't have an account…», внося в него свое полное имя и название организации, или же псевдоним, по которому другие участники будут к нему обращаться.

Полезные ссылки

Сервис WebClass построен на базе платформы BigBlueButton: http://bigbluebutton.org/

Overview of how to use BigBlueButton as a Moderator-Presenter: https://www.youtube.com/watch?v=PHTZvbL1NT4
То же, со встроенными русскими субтитрами: https://www.youtube.com/watch?v=duBVsV1_keo

Overview of using BigBlueButton from a viewer (or student) perspective: https://www.youtube.com/watch?v=LS2lttmPi6AA